Стресс и способы совладания в кризисных ситуациях
30.11.2020, 12:18

     Стать стрессором, то есть вызывать стресс, таким образом, может любое происшествие, событие сообщение или факт. Факторы стресса также могут быть разнообразными: вирусы и микробы, всевозможные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, физическая травма, взаимоотношения со сверстниками.

     Особую роль в данном аспекте играет субъективная оценка личностью степени угрозы, которую несет в себе потенциально стрессогенное событие, ожидание опасных последствий.

     События, запускающие процессы совладания, являются отправной точкой запуска взаимодействия ребенка с миром, и определяются как конструктивный способ взаимодействия со сложной жизненной ситуацией.

     Совладающее поведение направлено не только на защиту от актуального стрессового воздействия на него, но и на поддержание его чувства целостности с прошлым и будущим, его самоценности, что способно помочь ему в восстановлении дострессового уровня активности.

     Причины стресса:

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Их нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка. Ниже расположены причины по степени важности для ребенка:

  • семейные - рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
  • катастрофы, беды, несчастья - смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
  • социальные - страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
  • страхи - внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
  • телевизор, компьютер - повышенная эмоциональная нагрузка;
  • медицинские - травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
  • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

Стресс сильно влияет на чувствительность ребенка, что делает его более агрессивным, поэтому, как следствие, могут возникнуть проблемы в других сферах жизни, например, в школе.

Вреден ли детский стресс?

Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты и способы совладания, которые впоследствии становятся чертами личности.

Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка:

  • оставление ребенка один на один со стрессом (игнорирование переживаний ребенка);
  • отвлечение – едой, телевизором, компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость
  • нечестность, обман по отношению к ребенку (при стрессе возрастает внушаемость (логика подавлена), его легко обмануть, и если позже ребенок поймет, что его обманули, он потеряет доверие, которое потом вернуть будет очень сложно);

Формы проявления стресса:

  • регресс - недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
  • страхи - насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.
  • Агрессивность - если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.
  • Перепады настроения - ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.
  • Проблемы со здоровьем - Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.
  • Беспокойный сон - ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.
  • Снижение успеваемости - что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.
  • Быстрая утомляемость - ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.
  • Изоляция - он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Компульсивные признаки - показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

     Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

1. Разделите переживания ребенка:

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

2. Определите, почему ребенок переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

3. Объясните ребенку честно, что происходит

Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Объяснить непонятное можно, например, так:

«Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;

«В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты - новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;

«Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

педагог-психолог Евсиенко Е.Ю. 

Категория: Мои файлы | Добавил: Марго
Просмотров: 99 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar