Причины задержки психического развития ребенка
24.11.2020, 10:26

     Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

    Причины отставания ребенка в психическом развитии многообразны. Очень много факторов оказывает влияние: генетические, биологические, особенности воспитания, стрессы, экология, инфекции, детско-родительские отношения и это далеко не полный список причин, влияющих на развитие психических процессов ребенка.

      Важную роль играет социальная среда, которая окружает ребенка. Во врем наиболее интенсивного развития определенных систем мозга, большое значение имеет стимуляция (или ее отсутствие) процессов восприятия, памяти, речи, моторики. Так, при скудном общении с ребенком в период становления речи, замедляется его речевое развитие, отсутствие стимулов для развития крупной и мелкой моторики (например, ограничение подвижности) ведут к задержке в формировании координации и ловкости. Безнадзорность и гиперопека – страдает функция формирования интеллектуальных способностей, не формируется учебная мотивация. Недостаточная стимуляция познавательной активности снижает потенциальные возможности ребенка, что в конечном счете приводит к неуспеваемости в школе. Стрессовые ситуации, в таком случае, осложняют ситуацию и проявляются вторичные нарушения – это дезадаптация, искажение взаимоотношений, и как следствие, формирование негативной картины мира. Появляется тревожность, страх, чувство неуверенности, чувство неполноценности, которое в своих крайних проявлениях может привести к дивиантным расстройствам.

     Такие дети особенно нуждаются в психологически комфортной обстановке, охранительным режимом и коррекционно-развивающей работе, что позволит поддерживать в ребенке чувство защищенности, покоя и эмоционального комфорта.

     Уверенность в себе, безусловное принятия себя как личности, позитивные отношения со сверстниками будут способствовать гармоничному развитию ребенка. Такие качества воспитываются только при тесном телесно-эмоциональном контакте с ребенком. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Некоторые полагают, что, потакая капризам младенца, вы тем самым балуете его. Это не совсем так. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.

     Какие же рекомендации хочется дать родителям

  1. Чаще разговаривайте с ребенком
  2. Знакомьте с окружающим миром
  3. Хвалите и поддерживайте
  4. Обнимайте ребенка
  5. Играйте с ребенком
  6. Разговаривайте и делитесь своим школьным опытом
  7. Поощряйте активность и самостоятельность
  8. Откажитесь от отрицательных эмоций в присутствии ребенка
  9. Любите и во всем помогайте ребенку

     Создавая все необходимые условия для реализации потенциала любимого ребенка и соблюдение рекомендаций специалистов, помогут преодолеть все трудности, связанные с отклонениями его психического развития. Помните ЗПР – это диагноз, а не приговор.

       Педагог-психолог Евсиенко Е.Ю.

Категория: Мои файлы | Добавил: Марго
Просмотров: 104 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar